Образовательный портал о загадках Планеты Земля.

 Образовательный портал об НЛО , Уфологии и других загадках Земли
| Главная страница |

Орден Госпитальеров.

     Полное название ордена «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского».

Еще в XI веке мусульманское население притесняло западных паломников в Палестине. Для того чтобы как-то противостоять нападкам мусульман, а также иметь возможность помогать страждущим, образовалось общество купцов, большей частью из города Амальфи. В 1048 году это общество купцов получило разрешение от египетского халифа (которому тогда принадлежал Иерусалим) на постройку в городе Иерусалиме, близ Гроба Господня часовни, а также мужского монастыря и госпиталя. После окончания строительства госпиталя общество купцов (состоящих в основном из итальянцев) посвятило его святому Иоанну Предтече. С каждым годом все больше было паломников, которые приходили в госпиталь святого Иоанна. Одни искали защиту, другие лечили раны и болезни, полученные во время длительного перехода из Европы на Восток. Многие из приехавших паломников оставались служить при госпитале. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Во время взятия рыцарями Иерусалима в 1099 году братство госпиталя святого Иоанна, взявшись за оружие, доблестно сражалось с мусульманами. Поэтому Готфрид Бульонский за помощь, оказанную братством во время взятия города-крепости Иерусалима, счел своим долгом пожертвовать солидную сумму денег госпиталю святого Иоанна. Затем и Папа Пасхалий II даровал монахам особые привилегии. Позже на базе братства госпиталя святого Иоанна в 1113 году был создан духовно-рыцарский орден с определенным уставом, утвержденным Папой Римским. Вступив в ряды ордена, рыцарь отрекался от всего своего имущества (в основном в пользу ордена, редко - в пользу наследников). Несколько позже госпитальеры получили право приобретать поместья, замки (но завещать приобретенное они могли только своему ордену). Рыцари принимали обеты: бедности, целомудрия и послушания, а также обет защищать христианскую веру и церковь.

Символом ордена стал белый восьмиконечный крест. Первоначально крест находился на левом плече черной мантии, причем рукава у мантии были очень узкими, это символизировало отсутствие личной свободы. Позднее рыцари госпитальеры стали носить красные одеяния с нашитым на груди крестом.

Орден святого Иоанна Иерусалимского состоял из 3 классов:

1. Кавалеров юстицких (chevaliers de justice).

2. Капелланов конвентуальных (capellains conventuels).

3. Сервардармов или оруженосцев (servans d armes). Также были еще и священники-послушники (poetres d obedience), сервандофисы или прислужники (servans d offeces) и донаты или полукрестники (les dones on demi-croix).

С 1155 года глава рыцарского ордена стал называться Великим магистром или гроссмейстером, а также присваивали титулы «страж Иерусалимского гостиного дома» и «блюститель рати Христовой». Великий магистр избирался на всю жизнь из самых знатных и доблестных рыцарей ордена. Рыцари ордена считались подданными Великого магистра и приносили ему присягу в верности. Были у главы ордена, как и у королей, символы власти: корона, «меч веры» и личная печать. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцаря от богатства. Резиденция ордена госпитальеров первоначально находилась в госпитале святого Иоанна в Иерусалиме. В госпитале размещалось около 2000 коек для больных и раненных в битве христиан. Строго соблюдалось правило: одежда и пища были одного качества для всех страждущих, независимо от их звания и происхождения. Был у госпитальеров - иоаннитов и приют для подкидышей и грудных младенцев. Беднякам рыцари оказывали безвозмездную помощь, трижды в неделю устраивали для них бесплатные обеды. Благодаря влиятельным покровителям орден госпитальеров повсюду приобретал большое значение, а число принадлежавших к нему рыцарей постоянно увеличивалось.

С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников, едущих в Святую Землю из Европы. На новом поприще орден не только приобрел еще большее значение, но и был одарен новыми привилегиями, особенно императором Фридрихом I в 1185 году. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе. В конце XII века христиан вынудили уйти из Палестины. Рыцари госпитальеры были вынуждены покинуть в 1187 году свою главную резиденцию, находящуюся в Иерусалиме. Госпитальеры - иоанниты еще некоторое время удерживали в Сирии принадлежавшие ордену земли. Но в 1291 году, когда пал последний оплот крестоносцев в Святой Земле, прибрежная крепость Акра, госпитальерам пришлось переселиться на остров Кипр. Кипром в то время правил король Гвидо Лузиньян (потомок последнего короля Иерусалима). Присутствие на его острове мощной, хорошо вооруженной военной организации давало королю защиту от набегов мусульманских пиратов, но то, что госпитальеры были совершенно независимы, не нравилось королю, а это в свою очередь приводило к конфликтам. Госпитальеры на Кипре построили свой флот и успешно воевали на море против мусульман. Нападая на вражеские корабли, рыцари захватывали богатую добычу. Но обострившиеся отношения с королем Кипра привели к тому, что в 1307 году рыцарям госпитальерам пришлось переселиться с Кипра на остров Родос, принадлежавший в то время Византии. Местное греческое население, не желало подчиняться госпитальерам. Рыцарям понадобилось два года, чтобы полностью подчинить себе остров, и только после этого Великий магистр Фалькон де Вилларет провозгласил Родос собственностью ордена, и с этого времени рыцарей ордена называют Родосскими рыцарями. Орден продолжал богатеть. Доходы ему приносили земельные владения в Европе, но большую прибыль составляли военные трофеи, захваченные у мусульманских пиратов во время морских сражений. Родосские рыцари продолжали свято соблюдать уставные традиции, сложившиеся еще при основании ордена. Но стать членом ордена становится гораздо труднее, чем раньше (особенно рыцарям). Впрочем, в виде исключения Великий магистр мог даровать кому-либо звание Родосского рыцаря по своему усмотрению, но даже эти возможные исключения были строго оговорены правилами, через которые и глава ордена не мог переступить. Но можно было вступить в орден не в качестве рыцаря, а простым воином. Это было проще, но и здесь требовались свидетельства о том, что отец и дед не были рабами и не промышляли каким-нибудь художеством или ремеслом. При наличии всех подтверждающих бумаг будущего члена ордена допускали к испытаниям. Он должен был подтвердить свое воинское искусство, а также совершить, по крайней мере, пять «караванов». Под «караваном» подразумевались плавания на судах ордена с 1 января по 1 июля или с 1 июля по 1 января. Так что будущий член ордена должен был проплавать в море не менее двух с половиной лет. После этого тот, кто проходил это испытание, должен был принести обеты послушания, целомудрия, бедности, а также обет искоренять мусульман. Рыцари ордена по-прежнему носили отличительную орденскую одежду, никто не мог носить ее, кроме членов ордена. и только в редких случаях она могла быть предоставлена королям или знатным сеньорам, которые жертвовали в казну ордена крупную сумму золотом. Одним из правил, которым следовали с первых лет существования ордена, было общежитие. Живя все вместе, рыцари составляли «конвент». Однако с течением времени здесь была принята оговорка: от рыцаря требовалось, чтобы он провел в конвенте только пять лет, причем независимо как — все пять лет сразу или же в общей сложности.

Существовали и правила для общего рыцарского стола — в день рыцарю полагалось не меньше фунта мяса, один графин хорошего вина и шесть хлебов. В постные дни мясо заменялось рыбой и яйцами. Родосские рыцари жили размеренной жизнью на своем острове не одно десятилетие, но в мире происходили важные события, которые не могли не повлиять на деятельность рыцарей. В середине XV века турки-османы, расширяя границы Османской империи, стали завоевывать огромные территории. В 1453 году ими был захвачен Константинополь, это привело к падению Византийской империи. Также им удалось завоевать земли Малой Азии и Греции. Настала очередь острова Родос. В 1480 году турки-османы напали на остров. Родосские рыцари не дали туркам-османам захватить остров, рыцари выдержали осаду и отбили нападение. Благодаря этой победе Родосский орден прозвали «непобедимым орденом», и он еще 42 года продолжал владеть островом и своими действиями мешал турецкому султану Сулейману быть полновластным владыкой на Средиземном море. Поэтому в 1522 году на остров Родос последовало новое нападение. Чтобы окончательно покончить с Родосскими рыцарями, султан Сулейман направил огромную армию. Она состояла из 200 тысяч человек и 700 кораблей, которые блокировали остров Родос со всех сторон. Но, несмотря на явное численное преимущество нападавших, Родосские рыцари сумели продержаться целых три месяца, яростно отбивая атаки турецких войск. Видя неминуемую гибель всех членов ордена, Великий магистр Родосского ордена Вилье де Лилль Адан, не видя иного выхода, вручил свой меч турецкому султану Сулейману, тем самым признавая поражение. Турецкий султан, восхищенный отвагой и выдержкой своих врагов - христианских рыцарей, решил даровать всем уцелевшим членам ордена свободу (даже выдал охранные грамоты), но с одним условием - немедленно покинуть остров Родос.

К этому времени у ордена в Европе осталось мало земель, тем более что сфера влияния в Европе была уже поделена между другими рыцарскими орденами. Но тут Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам обосноваться на острове Мальта. Цель этого предложения была очевидна: рыцари, находясь на Мальте, могли вновь сражаться с турками (Мальта гораздо ближе к туркам, чем Европа).

Госпитальеры, прибыв на Мальту, дают клятву продолжить борьбу против мусульман и морских пиратов. Теперь рыцарский орден называют Мальтийским орденом. На острове рыцари возвели мощные береговые укрепления и крепости. Коренное население поставляло рыцарям матросов и солдат. Захваченные в морских сражениях и битвах на суше пленники становились рабами на галерах. Корабли рыцарей Мальтийского ордена захватывали турецкие суда. Рыцари ордена совершали удачные набеги на африканское побережье, во владения тунисских и алжирских беев. Мальтийский орден участвовал и в борьбе христиан с арабами на Пиренейском полуострове. В это время орден возглавлял Великий магистр Жанн де Ла Валетт (1557 - 1568 год правления), при нем Мальтийский орден достиг наивысшего расцвета. Все действия рыцарей ордена доставляли турецкому султану одни только беспокойства, поэтому он решил покончить с орденом раз и навсегда. В мае 1565 года к острову подошли 200 турецких кораблей, на которых находилась турецкая армия, состоящая из 40 тысяч отборных янычар. Этой армии противостояли 700 мальтийских рыцарей и 8000 простых воинов, оборону возглавлял Великий магистр Жанн де Ла Валетт, которому было уже 70 лет. Четыре месяца турки штурмовали столицу ордена, но рыцари отбивали все атаки. и только потеряв убитыми и ранеными большую часть армии, турки отступили. Потери ордена составили: 240 рыцарей и 5000 простых воинов. В честь Великого магистра, одержавшего победу над турками, столица острова была названа Ла-Валетта.

В XVI и XVII веке флот Мальтийского ордена оставался по-прежнему мощной силой. Он успешно боролся с Османской империей. Союза с Мальтийским орденом искали многие страны, в том числе и Россия. Первым русским послом на Мальте побывал при Петре I Б. П. Шереметев. Его с почетом приняли в Ла-Валетте. В дальнейшем Россия и Мальта регулярно обменивались посланиями по поводу вступления на российский престол императоров и императриц или избрания очередных Великих магистров ордена. Екатерина II посылала на Мальту российских офицеров для морской практики, которую они проходили на кораблях Мальтийского ордена. Однако особенно тесные отношения Мальтийского ордена и России завязались при Павле I.

В конце XVIII века после французской революции многое изменилось в жизни Мальтийского ордена. Орден почти полностью утратил последние европейские владения, которые находились в основном во Франции (даже парижский замок Тампль). Надо сказать, что эти владения в Европе достались Мальтийскому ордену после расформирования ордена Тамплиеров. Влияние революции, произошедшей во Франции, было огромным. Революционные идеи проникли даже на остров Мальту, коренное население откровенно выказывало недовольство тем, что Мальтой вот уже столько веков владеет дряхлеющий рыцарский орден. Даже среди самих мальтийских рыцарей появились разделяющие революционные убеждения. Все это привело к тому, что в 1798 году, когда к Мальте подошел флот Наполеона, следовавший в Египет, флот ордена, считавшийся до этого непобедимым, сдался в течение одного дня. Большинство коренных жителей Мальты, служившие на острове солдатами и матросами, изъявили желание пополнить французскую армию и отправиться с Наполеоном в египетский поход.

Мальтийский орден был вынужден уступить права владения островом Мальта французам. Магистр ордена принимает решение о переезде Мальтийского ордена в Россию. Это решение было принято не просто так. Еще за год до наполеоновского вторжения Мальтийский орден получил от русского императора Павла I в столице России великолепный дворец на Садовой улице, а также император выделил представительству ордена в России большие денежные средства. Русский император был большим поклонником Мальтийского ордена и рыцарских традиций. Павел I одевал даже своих лакеев в цвета ордена. Когда Мальтийский орден изгнали с острова Мальта, его капитул переехал в город Санкт-Петербург, а русский император Павел I был избран Великим магистром ордена (поскольку прежний глава ордена подписал акт об отречении). После своего избрания Павел I даже ввел мальтийский рыцарский крест в государственный герб России. Таким образом, Мальтийский орден завоевывал в России все более прочные позиции. Новый Великий магистр-император щедро награждал орденскими знаками русских офицеров, становившихся таким образом членами ордена. После смерти Павла I в 1801 году император России Александр I, сменивший прежнего императора на престоле, не занял должность Великого магистра ордена, он объявил себя покровителем ордена.

Правда, покровительствовал Александр I ордену недолго, всего два года. Кстати, знак ордена был убран из русского герба сразу после смерти императора Павла I. Потеряв влиятельных покровителей, орден пришел в упадок. В 1802 году 17 ноября вышел документ об уничтожении священного совета Ордена Иоанна Иерусалимского; об оставлении на прежнем основании великого приорства российского католического в областях, от Польши присоединенных и о новом распоряжении относительно великого приорства российского. Постепенно имущество и земли Мальтийского ордена в России были отобраны. Также орден потерял свои владения и в других странах. В итоге резиденция некогда могущественного рыцарского ордена (с которым считались короли и императоры), полностью утратив былую силу, обосновалась в Риме. К середине XIX века Мальтийский орден превращается из военной в духовную благотворительную корпорацию, коей остается и поныне. Отделения Мальтийского ордена есть в Англии, Германии, Швейцарии, там же действуют и музеи ордена. В Мальтийском ордене состоят несколько тысяч человек, преимущественно потомственных аристократов. Но уже с 1961 года в орден могут вступать и лица незнатного происхождения.

МАГИСТРЫ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО: Великие магистры, избранные в Иерусалиме:

1. Брат Жерар (Герард) де Торн (1113 - 1120).

2. Раймонд дю Пюи (1120 - 1159).

3. Оже де Бальбен (1159 - 1162).

4. Арно де Комп (1162 - 1163).

5. Жильбер д'Ассайи (1163 - 1170).

6. Гастон де Моруа (1170 - 1172).

7. Жибер (1172 - 1177).

8. Роже де Мулэн (1177 - 1187).

9. Эрментар д'Апс (1188 - 1190).

10. Гарнье де Наплус (1190 - 1192).

Великие магистры, избранные в Маргате и Птоломаиде:

11. Жоффруа де Донжон (1192 - 1202).

12. Альфонс Португальский (1203 - 1206).

13. Жоффруа ле Ра (1206 - 1207).

14. Гарэн де Монтегю (1207 - 1227).

15. Бертран Тесси (1228 - 1231).

16. Герэн (1231 - 1236).

17. Бертран де Ком (1236 - 1239).

18. Пьер де Вьей-Брид (1239 - 1242).

19. Гийом де Шатонеф (1242 - 1258).

20. Гуго де Ревель (1258 - 1277).

21. Никола Лорнь (1277 - 1284).

22. Жак де Вилье (1284 - 1293).

Великие магистры, избранные на Кипре:

23. Одон де Пэн

24. Гийом де Вилларе

25. Фуке де Вилларе

Великие магистры, избранные на Родосе:

26. Элион де Вилленев (1323 - 1346).

27. Дьедоннэ де Гозон (1346 - 1354).

28. Пьер де Корнейан (1354 - 1355).

29. Роже де Пэн (1355 - 1365).

30. Раймон Беранже (1365 - 1373).

31. Робер де Жюийяк (1373 - 1377).

32. Хуан Фернандес де Эредиа (1377 - 1383).

33. Ришар Карратело (1383 - 1395).

34. Филибер де Найяк (1396 - 1421).

35. Антуан Флювиан де ля Ривер (1421 - 1437).

36. Жан де Ластик (1437 - 1454).

37. Жак де Мийи (1454 - 1461).

38. Педро Раймонд де Закоста (1461 - 1467).

39. Джованни Батиста Орсини (1467 - 1476).

40. Пьер д'Обюссон (1476 - 1503).

41. Эмери д'Амбуаз (1503 - 1512).

42. Ги де Бланшефор (1512 - 1513).

43. Фабрицио дель Каретто (1513 - 1521).

44. Филипп Вилье де л'Иль Адан (1521 - 1534).

Великие магистры, избранные на Мальте:

45. Пьер дель Понте (1534 - 1535).

46. Дидье де Сен-Жайль (1535 - 1536).

47. Хуан де Хомедес (1536 - 1553).

48. Клод де ля Сенгль (1553 - 1557).

49. Жан Паризо де ля Валетт (1557 - 1568).

50. Пьер дель Монте (1568 - 1572).

51. Жан л'Эвек де ля Кассьер (1572 - 1581).

52. Гуго Лубеннс де Вердала (1581 - 1595).

53. Мартин Гарзез (1595 - 1601).

54. Алоф де Вильякур (1601 - 1622).

55. Луис Мендес де Васконселос (1622 - 1623).

56. Антуан де Пель (1623 - 1636).

57. Жан де Ласкарис-Кастеллар (1636 - 1657).

58. Мартин де Редэн (1657 - 1660).

59. Анне де Клерман-Жессан 1660.

60. Рафаэль Котонер (1660 - 1663).

61. Никола Котонер (1663 - 1680).

62. Грегуар Караффа (1680 - 1690).

63. Адриен де Виньякур (1690 - 1697).

64. Раймон Перейлос де Роккафюль (1697 - 1720).

65. Марк Антуан Зондадари (1720 - 1722).

66. Антуан Маноэль де Вильена (1722 - 1736).

67. Раймон Депюи (1736 - 1741).

68. Эммануил Пинто де Фонсека (1741 - 1773).

69. Франсиско Хименес де Тексада (1773 - 1775).

70. Эммануил де Роган-Полдю (1775 - 1797).

71. Фердинанд фон Гомпеш (1797 - 1798).

Великие магистры, избранные в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ:

72.Павел I, Император Всероссийский (магистр де-факто) (1798 - 1801).

Поручик Великого Магистра (временно исполняющий обязанности главы ордена) Александр Салтыков (1801 - 1803).

Великие магистры, избранные в Мессине:

73. Джованни-Батиста Томмази (1803 - 1805).

Великие магистры, избранные в РИМЕ:

74. Джованни Батиста Чечи а Санта Кроче (1879 -1905).

75. Галеаццо фон Тун и Гогенштейн (1905 -1931).

76. Людовико Чиги делла Ровере Албани (1931 -1951).

77. Анджело де Мохана ди Колонья (1962 -1988).

78. Эндрю Уиллогби Найджен Берти с 1988.

ЛЕЙТЕНАНТЫ ВЕЛИКОГО МАГИСТРАТА:

Иньико Мария Гевара-Сардо (1805 - 1814).

Андре Ди Джованни (1814 - 1821).

Антуан Бюска (1821 - 1834).

Карлос Кандида (1834 - 1845)

Филипп де Колоредо-Мельс (1845 - 1864).

Александр Борджиа (1865 - 1871).

Жан Батист Чечи а Санта Кроче (1871 - 1879).

Антуан Эрколани Фава Симонетти (и.о. с 1951 по 1955).

Жан Шарль Паллавичини (и.о. с 1988 по 1988).

ЛЕЙТЕНАНТЫ ВЕЛИКОГО МАГИСТРА

Пио Франчи де'Кавалери (во время болезни 75-го Великого Магистра с 1929 по 1931). Эрнесто Патерно Кастелло ди Каркаси (1955 по 1962).

Жарков Сергей Владимирович «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжение рыцарей средневековой европы»

Приходько Валентин Иванович , Copyright © 2010-2016 г. E-mail: adm-site-val@rambler.ru , Украина .
Перепечатка материалов автора с обязательной ссылкой на авторство и сайт - ПРИВЕТСТВУЕТСЯ !.